Как Ерофеев не договорился с Собяниным, что волнует Дмитрия Зимина и почему Москве не быть центром русской культуры

День выдался очень насыщенным: основатель компании «Вымпел-Коммуникации» и благотворительного фонда «Династия» Дмитрий Зимин делился соображениями о том, как перевести благотворительность в механику, писатель Виктор Ерофеев рассказал, как не договорился с мэром Москвы Сергеем Собяниным, а сам Марат Гельман изложил гостям «СловоНово» свою точку зрения, согласно которой российская столица больше не может быть центром русской культуры.

Выставка Комара и Меламида: высокая планка для всего форума

Начало мероприятия было ознаменовано открытием выставки «Ностальгический соцреализм» Виталия Комара и Александра Меламида.

«Это знаменательное событие. Дело в том, что основные работы Комара и Меламида были созданы в 1981 году, уже когда художники эмигрировали. Их все знают наизусть, но никто никогда «вживую» не видел. Собственно говоря, поэтому одной из серьезных проблем, которые нам нужно было решить, это то, как сделать ретроспективу одних из самых важных русских художников, не имея самых главных их работ», — рассказал Гельман.

«У нас выставлены повторы тех работ, они сделаны более современно, в большем размере, и, конечно, вживую они производят магическое впечатление. Это реально событие в художественном мире, и поэтому оно задало очень высокую планку всему форуму», — отметил Марат.

Дмитрий Зимин: «Обсуждать можно только, кому помогать, а не помогать или нет»

Важным событием первого дня форума была презентация проекта «Кипр, территория русской культуры», однако собравшимся был настолько интересен сам Зимин, что, собственно, обсуждение проекта пришлось отложить на 29 сентября.

«Активность Дмитрия Борисовича не прекращается, премия «Просветитель» будет продолжаться. Но, конечно, вся встреча была посвящена его персоне, потому что это редкий случай, когда человек такого масштаба не просто выступает на конференции, а еще и открыт для общения. Была очень теплая обстановка, Зимин шутил, рассказывал, почему и как создал фонд «Династия», что чувствует человек, когда он очень богат, но решил отойти от бизнеса, и как сделать так, чтобы благотворительность не завершалась», — рассказывает Гельман. 

Для Зимина, поясняет Гельман, очень важно, чтобы благотворительность не была завязана на одного человека, чтобы она стала естественным автоматическим процессом.

«Одна из его мыслей заключалась в том, что он старался выстроить деятельность фонда «Династия» таким образом, чтобы после его кончины дело не завершалось, чтобы благотворительность превращалась в механику, чтобы это стало естественным делом для общества. Что если есть какие-то деньги, они должны идти на благотворительность, и обсуждать нужно кому помогать, а не помогать или нет», — пояснил Гельман.

«Дмитрий Борисович считает, что в русском пространстве очень мало научно-популярной литературы, что, так как за это не платят, талантливые ученые очень редко пишут хорошие интересные книги. И он очень поддерживает именно ученых и научно-популярные издания, которые позволяют людям, далеким от науки, понимать, что происходит в мире, на каком уровне находится наука. Он решил, что его миссия именно в этом. А про кипрский проект мы поговорить не успели. Договорились, что 29 числа, когда будет круглый стол про науку, мы вернемся к этой теме», — добавил Марат.

Виктор Ерофеев: «Как я не договорился с Собяниным»

Встреча с Виктором Ерофеевым вызвала бурную реакцию: далеко не все собравшиеся на форуме разделяют политические взгляды писателя.

«Ерофеев занимает особенную позицию: он одновременно достаточно радикален как писатель и литератор, но достаточно лоялен по отношению к власти как гражданин. Его пытались уличить в этом, но он очень хорошо ответил: сказал, что это его позиция — он с ними (представителями власти. — Прим.ред.) общается, что его популярность у власти началась не с его книг, а с телепередачи, которую он вел. Книги они не читают, а телевизор все-таки смотрят», — рассказывает Гельман.

Жаркие споры спровоцировали Ерофеева на интересные откровения.

«В ходе дискуссии появилась очень хорошая история, как Собянин пытался заказать ему книгу о себе. Виктор очень симпатично рассказал, как они обсуждали, от чьего имени будет книга. У Собянина была идея, что Ерофеев напишет, а он подпишет, но Ерофеев ему мягко намекнул, что все равно люди не поверят и будут искать автора. В итоге не договорились с Собяниным», — улыбаясь, рассказывает Гельман. 

Поэтический вечер: важно не только кто читает, но и кто слушает

Продолжился первый день форума поэтическим вечером Алексея Цветкова и Бахыта Кенжеева.

«Бахыт — казах, классик русской поэзии, живущий в Нью-Йорке, и Алексей Цветков, который долгое время жил в Нью-Йорке, а сейчас живет в Тель-Авиве — это такая парочка, они близкие друзья, постоянные собутыльники. Но, поскольку Цветков уехал, они были разлучены, а мы их в Черногории воссоединили, — улыбается Марат. — Был очень хороший вечер поэзии, они предельно лиричны, как Бродский, но все время сами себя подкалывают». 

На этом вечере, отмечает Гельман, важна была еще и аудитория.

«Чтобы была понятна картина: читают два больших поэта, а кто их слушает? Томас Венцлова, великий поэт, переводчик, друг Бродского, Лев Рубинштейн, Андрей Родионов. Важно все это вместе: и кто читал, и кто слушал», — добавил Гельман.

Марат Гельман: почему Москве не быть центром русской культуры

В первый день фестиваля его организаторы — Марат Гельман, Игорь Цуканов и Олег Репс — устроили для гостей ужин. Гельман выступил на нем с программной речью.

«Я сказал, что Москва больше не может быть центром русской культуры по нескольким причинам. Во-первых, потому что русская культура сегодня произрастает в разных странах, и, например, украинцы, такие, как русскоязычные поэты Александр Кабанов, Борис Херсонский — они никогда в Москву уже не приедут», — рассказывает Гельман.

«Во-вторых, мы предполагаем, что в Москве в ближайшее время ужесточится цензура. Ты читаешь уже те законы, которые приняты, и понимаешь, что это территория, на которой многое нельзя, и литература расцвести в таком месте не может. Ну и в-третьих, Москва не может быть центром коммуникаций русской культуры и других европейских культур, потому что задан тренд на изоляцию. Поэтому я предложил «СловоНово» сделать центром русской культуры. Эта идея, может, не столько амбициозная, сколько провокационная», — отметил Марат.

Завершил первый день форума концерт Псоя Короленко.

«После ужина был блистательный Псой Короленко, который прилетел из Ньй-Йорка. Сначала он играл новые вещи, все слушали, а когда зазвучали старые, всем знакомые, все пустились в пляс, начались крики, вопли. Вина было мало, поэтому никто особо не напился, что приятно. Поэты — люди серьезные, пьют столько, сколько есть, но мы люди опытные», — смеясь, завершил свой рассказ Марат.

Дарья Виноградова

zimamagazine.com